История русской новогодней елочки

elkaЯвляясь, подобно березе, одним из самых распространенных деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Ее древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом не самого высокого качества, что нашло отражение в поговорке: «Ельник.березник чем не дрова, Хрен да капуста чем не еда?» Упоминания о ели в древнерусских источниках (где она называется елиe, елье, едина, елинка, eлица) носят, как правило, чисто деловой характер.

Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. Перевернутые елки были первым рождественским украшением в Центральной и Восточной Европе еще в XII веке. Деревца, гласит традиция, подвешивали вверх тормашками к стропилам. Священное дерево, растущее корнями вверх и связывающее таким образом небо и землю, упоминается в древнеиндийских Упанишадах. В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели; а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой. Ель традиционно считалась у русских деревом смерти.

1293a9bec6e0f53f4e6739b58375dc2fВ языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями.

С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день. На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета — нового года с 1 марта на 1 сентября.

3df261baa316Первые новогодние елки появились в России благодаря указу Петра I от 20 декабря 1699 года. Указ этот велел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день новолетия «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. И отмечать, в частности, таким образом: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки.

После смерти Петра елки как элемент новогоднего декора были благополучно забыты. Всеми — за исключением хозяев питейных заведений. Дело дошло до того, что народ начал опознавать кабаки именно по привязанным к колу еловым лапам или целым елкам. В результате народ кабаки стал называть «елками», а алкогольные понятия постепенно заменил «елочными» эвфемизмами:

«елку поднять» — пьянствовать;
«идти под елку» — идти в кабак;
«быть под елкой» — находиться в кабаке;
«елкин» — состояние алкогольного опьянения.

dsc04227 Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века. Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.

А первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при большом скоплении народа.

Во время Первой мировой войны Рождественскую елку и все, что с ней было связано российские власти пытались запретить на том основании, что это вредное немецкое влияние.

kremlevska_2070379494

Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года, а также в «северной столице». После революции традиция временно пресеклась. Власти решили, что украшенная ёлка — атрибут религиозного праздника Рождества и, следовательно, с ней надо бороться. Поэтому до 1935 года «ёлки» официально не проводились. Исконо русская смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели. Впоследствии эти ели стали соотноситься с кремлевскими новогодними елками. Однако потом традиция снова победила и ёлка была вновь разрешена, но уже в роли новогодней. А с 1947 года день 1 января стал даже «красным днём календаря», то есть нерабочим.

Обратите внимание, эти записи точно будут Вам интересны:

  1. Итоги нового года — новогодние елочки!
  2. Мужественная история 8 марта
  3. От Пасхи к Троице: история, традиции, обряды
  4. Международный фестиваль «История оживает в Нарве» (19-21 ноября 2010)
  5. Святки — главный зимний праздник на Руси
  6. Старый Новый Год в России
  7. Видео-Рождество в Финляндии

Написать комментарий





Облако тегов на ТурНАВИГАТОР.Блог




Разместить рекламу в блоге и других разделах портала ТурНАВИГАТОР.ру или печатном издании.



free counters