Пасха — великий праздник церковного календаря, символизирующий обновление и спасение мира и человека, торжество жизни над смертью и добра над злом.
История Пасхи
Это подвижный праздник, и он вычисляется по лунному календарю. Согласно постановлению I Вселенского собора в Никее в 325 г., христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после иудейской, которая отмечается в первое полнолуние после весеннего равноденствия.
Светлый праздник Вознесения Христова назван Пасхой соотносительно с ветхозаветным еврейским праздником Пасхи. Он связан с воспоминанием о том событии, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. «песах»), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием, Праздник Воскресения Христова, обозначая переход от смерти к жизни и от земли к небу, получил название Пасхи.
Воскрешением Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является для христиан провозвестницей будущего дня общего воскресения. Пасха — древнейший праздник христианской церкви; он был установлен и праздновался уже в апостольское время.
Обычаи и обряды Пасхи
Божественной славе Воскрешения Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует и высокая особая торжественность, которой сопровождаются все богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу — пасхальную неделю. Темные одежды священнослужителей в это время сменяются светлыми. До начала пасхальной заутрени храм, по древнему обычаю, наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной людьми через Воскрешение Христово; в древности для этого использовались сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального богослужения в храмах зажигают все светильники; находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза, во время которой происходило разговение после долгого и самого строгого Великого поста. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освященные накануне крашеные яйца, кулич и в некоторых местах творожная пасха. Кое-где начинали разговляться не со скоромной, а с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в Чистый четверг; с ложки растительного масла или тертого хрена, который находился на божнице за иконами с четверга Страстной недели. Большинство из этих блюд были известны как ритуальные и дохристианской традиции.
С Пасхи начинались молодежные гуляния и девичьи хороводы на улице. Вся неделя после Пасхи по церковному календарю считается праздничной. Во время нее крестьяне совершали обряды, направленные на обеспечение благополучия в каждом хозяйстве и в деревне в целом. На второй-третий день Пасхи девушки и женщины с иконами, украшенными полотенцами, производили ритуальные обходы селений с целью охранения их от разных несчастий, особенно от ураганов и пожаров. То же значение в западных и юго-западных губерниях придавалось так называемым волочебным обходам всех домов в день Пасхи или на пасхальной неделе. Этот обряд совершали женатые мужчины, парни, дети.
Пасха — одна из важных дат поминовения умерших, которое в традиционном сознании связывалось с культом предков как подателей благ. Церковь запрещала посещение кладбища в первый день Пасхи, предназначая для этого вторник на Фоминой неделе. В западных и южнорусских губерниях этого запрета не придерживались, и крестьяне заходили на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными. Пасха начинала сорокадневный период до Вознесения, в течение которого, согласно народным поверьям, ворота рая оставались открытыми.
Сорок дней до Вознесения: традиции и обряды
Светлая седмица заканчивается на восьмой день — в понедельник Фоминой недели, ибо в день восьмой Господь явился к апостолам, и именно апостол Фома собственным осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его воскресения.
После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.
Первая неделя после Пасхи именуется Фоминой неделей. Вторник Фоминой недели, девятый день от Пасхи, именуется в народе Радуницей; к этому дню относится пословица: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». Радуница — это день поминовения умерших, один из главных родительских дней в году.
На 25-й день после Пасхи празднуется Преполовение, т.е. середина срока между Пасхой и Троицей. Православная Церковь в день Преполовения молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия». В крестьянской России в этот день совершался обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах, и такая вода считалась целительной; после освящения воды крестьяне в сопровождении священника отправлялись на засеянные поля, священник кропил нивы святой водой, а крестьяне молились Богу о ниспослании обильного урожая.
В 40-й день после Пасхи празднуется праздник Вознесения Господня — день, в который Господь вознесся на небо. Этот день всегда приходится на четверг шестой Пасхальной недели.
От Вознесения к Троице: традиции и обряды
Седьмая неделя после Пасхи носит название Семиковой или «русальной», «зеленой», «гряной». Особенно отмечены три ее дня: Семик, Родительская суббота и Троица.
Семик — седьмой четверг после Пасхи. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. Селения на этот отрезок времени украшались березками и березовыми ветками, различной зеленью и цветами. Прихожане являлись в церковь к обедне с букетами полевых цветов, а пол в храме устилался свежей травой. Те люди, которые придерживались старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали Семик. После обеда начиналось веселье: молодежные гуляния, игры, хороводы, происходившие либо в лесу вокруг березки, либо в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
В Родительскую субботу за богослужением в храмах поминались все от века усопшие православные христиане. Эта суббота посвящается поминовению умерших.
День Святой Троицы, называемый также Пятидесятницей, — 50-й день после Пасхи. Этот день называли еще Днем сошествия Святого Духа на апостолов, ибо в этот праздник вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. В этот день Церковь призывала поклониться Триединому Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Первый понедельник после Троицы, пятьдесят первый день после Пасхи, называется Духов день. Его нельзя официально причислить к христианским праздникам, но в народном календаре он существовал и сохранился.
С Духова дня начиналась «русальная неделя»; последний ее день, называемый в народе «русалкиным заговеньем», был последним днем перед Петровым постом. Пост этот начинался через неделю после Троицы перед праздником святых апостолов Петра и Павла (12 июля). Этот пост установлен Церковью для подражания примеру святых апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом готовили своих преемников на это служение. Кроме того, этот пост установлен для того, чтобы сделать верующих достойными даров Святого Духа и утвердить в них эти благодатные дары. Продолжительность поста бывает разной, так как начало его зависит от Пасхи. Наибольшая продолжительность – 6 недель, а самый короткий срок – 8 дней.
Обратите внимание, эти записи точно будут Вам интересны:
- Русские обряды и традиции: Масленица
- Русские обряды и традиции: Параскева Пятница
- Русские обряды и традиции: Рождество Христово
- Обряды и традиции русского Нового Года
- Русские обряды и традиции: Придет Илья — принесет гнилья
- Мужественная история 8 марта
- Раскрыта загадка каменных изваяний с острова Пасхи
Спасибо за статью. Занимаюсь сбором различной информации по тематике обрядов. Для собственных научных исследований.