10 ноября (28 октября по старому стилю) наши предки праздновали день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы. По преданию, святая мученица Параскева родилась в богатой и благочестивой семье; родители ее особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — пятница.
Почитая святую Параскеву, женщины-христианки в пятницу не пряли (хотя в некоторых местах при этом разрешалось шить), не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, а мужчины в эти дни не пахали и не боронили, считая это за большой грех. Это отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут».
Святая мученица Параскева исстари пользовалась у православного русского народа особой любовью и почитанием; с днем ее памяти в славянской традиции связывалось множество самых разных верований, обычаев, поверий и обрядов. Иконы святой Пятницы в старину можно было найти практически во всяком доме: считалось, что иконы ее охраняют семейное благополучие и счастье.
День памяти Параскевы Пятницы
В былое время в день памяти святой Параскевы принято было устраивать торжественные богослужения и приносить в церковь различные плоды для освящения; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы в течение целого года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский люд чествовал особым образом: поселяне убирали их цветными лентами, цветами, монистами и разными душистыми травами и в таком виде носили с крестным ходом.
В некоторых селах Украины существовал еще и такой обычай, приурочивавшийся ко дню святой Параскевы: поселяне водили женщину, изображавшую Пятницу, по селу, а после этого она принимала от них дары.
Покровительница Земли
Святая Пятница повсеместно па Руси почиталась покровительницей полей и земных плодов. Ей молились о ниспослании урожая, а женщины при начале жатвы просили се помочь «без болезней и скорбей окончить работу». Кроме того, святая Параскева, наряду со святым Власием, повсюду считалась защитницей и охранительницей скота. Ей молились о сохранении коров и прочей домашней скотины от мора, падежа и т.п., просили защитить животных от страшной коровьей смерти. В Болгарии на Власьев день хозяйки пекли «питы» (обрядовый хлеб), называемые «святая Петка» (святая Параскева Пятница) и «святой Влас». Затем хлеб «св. Петка» разламывали и раздавали соседям «за волове здравие», а хлеб «св. Влас» несли волам искармливали его вместе с солеными отрубями, чтобы животные были здоровы.
Целительница Параскева
Святую Пятницу почитали и как целительницу самых разных людских недугов — и душевных, и телесных. Особенно же часто ей молились о помощи при «дьявольском наваждении», лихорадках, зубной и головной боли и т.п. Существовали даже особые молитвы святой Параскеве, которые записывались на кусочках бумаги: крестьяне почитали их одним из лучших охранительных средств от злых духов и разных недугов и носили при себе, привязывая к шейному кресту, к голове (для исцеления от головной боли) и т.д. Действенным средством против многих болезней считались также цветы и травы, которые привешивали к образу святой Параскевы: их хранили в течение целого года или даже нескольких лет, а в случае какой-либо болезни готовили из них отвары и настои, которыми и поили больных.
Обычно заболевший человек «завечался на пятницу», то есть давал зарок сходить к источнику святой Параскевы и оставить какой-нибудь «завет» — жертвенное приношение. Чаще всего к источнику приносили деньги и бросали в виду, а также предметы женского рукоделия или детали одежды, как правило с больной части тела: рубахи, платки , чулки. При этом говорили о цели жертвоприношения: «Угоднице на чулочки!», «Матушке Пятнице на передничек!» и т.д.
Кроме того, был распространен запрет на смех в пятницу: в народе верили, что тот, кто в пятницу много смеется, в старости будет много плакать.
Покровительница торговли
Во многих местах мученице Параскеве приписывалось также покровительство над торговлей. С ее именем исстари связывались так называемые Пятницкие торги и ярмарки: так, например, во многих местах принято было устраивать девять торговых пятниц, обычно следовавших одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. При этом в древности па городских торжищах непременно выставлялись иконы святой Параскевы как покровительницы торговли.
В честь Параскевы Пятницы в былое время принято было устанавливать на перекрестках и распутьях дорог особые столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем — пятницы. Такие столбы по своему значению были весьма схожи с придорожными часовнями или крестами и считались у славян священными и таинственными местами. Возле них на древней Руси устраивались торжественные встречи или прощания с отъезжающими в дальний путь или возвращающимися из дальних краев родственниками и друзьями; у этих же пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.
Бабья Святая
Святая Параскева практически повсюду почиталась как бабья святая, покровительница женщин, а также брака и семейного счастья. Крестьянки считали ее своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах.
Как бабья святая, Пятница считалась еще и покровительницей всякой женской работы, особенно работы зимней, в первую очередь, прядения, ткачества, а также работ, вообще связанных со льном. Около дня Параскевы Пятницы женщины во многих местах начинали мять и трепать лен. Из-за этого мученицу Параскеву в народе еще нередко называли Льняницей. При этом во многих губерниях существовал обычай в день памяти святой Параскевы приносить в церковь оттрепанную первину льна, которую посвящали святой, а затем привешивали к ее образу. В этот же день устраивали так называемые «льняные смотрины»: женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу и демонстрировали друг другу. Девушки старались показать свою работу парням и будущим свекровям.
Вероятно, с почитанием святой Параскевы как покровительницы работ, связанных со льном и пряжей, было связано и известное кое-где на Русском Севере поверье о том, что если на Параскеву в бабьем куту слышен стук, то его нужно заговорить непременно ласково, обходя с куделью или с пряжей все углы дома.
На Украине был известен обряд принесения в жертву Параскеве Пятнице кудели или пряжи: предметы женского рукоделия бросали в колодец, полагая, что таким образом жертва дойдет до святой.
Во многих местах считалось, что женщинам, нарушающим запрет на работу в пятницы и дни ее памяти, святая Пятница является в виде страшной растрепанной женщины, иногда нагой или в лохмотьях, исколотой иглами и изверченной веретенами, которыми нечестивые женщины шили и пряли в пятницу. Женщины верили, что в таком случае Параскева сдирает кожу с женщин и вешает ее на станок, скручивает пальцы на обеих руках и покрывает их заусеницами. Украинцы верили, что от прядения в пятницу у женщин закоченеют руки, сгорит прялка, а саму ее унесет ветер. По народным поверьям, у того, кто прядет в пятницу, на том свете будут слепы отец и мать.
В пятницу, кроме занятий, связанных с изготовлением и украшением тканей, существовал запрет на многие домашние работы. Нельзя было стирать и «золить» белье, то есть мыть его с золой или щелоком, иначе «на том свете будет Пятница гоняться». Запрещалось выносить золу из печи и «трусить сажу», то есть чистить трубы, а также печь хлеб. Если кто-либо в этот день выметает из избы сор и моет полы, тот, по поверьям, «после смерти будет в помоях ворочаться». Не разрешалось также мыться и купать детей, чтобы не напала болезнь «сухотка», или «сушец». Если ребенка в пятницу все же искупали, то, чтобы он не стал «сохнуть», прибегали к специальному обряду: мать отдавала своего ребенка соседке или посторонней женщине, а та подходила с ним к окну и «продавала» его матери. Мать, взяв ребенка через окно, отдавала за него грош. Для верности дела эти деньги, согласно народным представлениям, следовало потратить в пользу св. Параскевы Пятницы. При манипуляциях с «куплей-продажей» ребенок как бы получал статус «нового», «чужого» и, следовательно, того, на кого не за что посылать наказание.
Образ Параскевы
Параскева Пятница, в общем, считалась милостивой святой, благосклонной к людям, заступницей людей перед Богом. Но иногда она также представлялась и грозной, даже страшной. Так, например, на Украине крестьяне верили, что в пятницу по всей земле, по всем деревням и селам ходит святая Пятница в облике молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она милует и даже награждает, а иных строго наказывает. Среди наказаний при этом упоминалась и смерть, и болезни, и трудные роды (так, в некоторых местах считалось, что женщина, которая пряла в пятницу, будет рожать долго и в муках).
Поэтому в народной среде сложилось двойственное отношение к пятнице: с одной стороны, этот день считался несчастливым, а с другой – легким, поскольку следовало не работать физически, а лишь поститься и молиться. Это представление отразилось в поговорке: «Вторник да пятница легкие дни».
Обратите внимание, эти записи точно будут Вам интересны:
- Русские обряды и традиции: Масленица
- Русские обряды и традиции: Рождество Христово
- Русские обряды и традиции: Придет Илья — принесет гнилья
- От Пасхи к Троице: история, традиции, обряды
- Обряды и традиции русского Нового Года
- Традиции Японии: чайная церемония
- Рождественские традиции из других стран в картинках