Вечером 14 июля двери Академической капеллы Санкт-Петербурга были открыты для почетных гостей, ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда. Они держали в руках пригласительные билеты на благотворительный концерт заслуженного артиста России, скрипача Дмитрия Когана (анонс события в новостном разделе).
Сам Дмитрий Павлович рассказал, что у него появилась идея подарить людям, пережившим войну лучшую музыку в лучших залах. При поддержке Юниаструм банка музыкант организовал серию благотворительных вечеров честь 65-летия Победы в пяти городах России – Москве, Самаре, Петербурге, Екатеринбурге и Челябинске. Открытие проекта состоялось 23 апреля в Колонном Зале Дома Союзов в Москве.
Концерт в Петербурге Дмитрий Коган назвал «импровизацией чувств», потому что выбрал для программы произведения, которые хотелось сыграть, к которым лежит душа. Приглашенные гордо занимали места, и за несколько минут до начала зал оказался практически полон. Пожилые зрители с блеском в глазах слушали произведения Э.Грига, Т. Витали, Д. Шостаковича и награждали аплодисментами талантливую игру на скрипке под аккомпанемент фортепиано. Удивило, что немногочисленная молодежь выглядела равнодушнее. Девушка лет 16 спала на плече у подруги, аплодисменты блокадников заставили ее открыть глаза и с недовольным видом вытянуться в кресле. Трое молодых людей вышли, минут за 10 до окончания мероприятия, и только маленькая девочка на переднем ряду слушала все полтора часа, не проронив ни слова.
Вопрос, почему концерты классической музыки интересуют в основном пожилых людей и студентов музыкальных училищ, остается открытым. Причина, лежащая на поверхности – душевная лень у людей, избалованными развлечениями на любой вкус. Ясно, что сосредоточиться на классической музыке и воспринимать ее сложнее, чем, например, популярную мелодраму. Зритель хочет ярких эмоций, сразу, без лишнего напряжение, которого хватает в обычной жизни. Он не задумывается, насколько отличается качество впечатлений, лежащих на поверхности и тех, для получения которых нужны некоторые усилия.
Дмитрий Коган смотрит на вещи более оптимистично и убежден, что «настоящую музыку насильно отняли у народа в 90-е годы», но люди стремятся вернуть традиции. По словам музыканта, им мешает это сделать отсутствие правил и стандартов, связанных с культурой. Так, нигде не прописано, например, что в городе с населением более миллиона должна быть консерватория. Еще грустнее то, что нет нравственного эталона: губернаторы городов не стыдятся низкого уровня культуры и, соответственно, не выделяют средств из бюджета.
Наконец, одно из главных предназначений музыки – сплочение народа. Именно искусство помогло людям выстоять в борьбе за будущее страны. Стоит ли говорить, что сейчас с детства воспитывается направленность на личный успех. Вырастают люди, более приспособленные к жизни, более успешные и настойчивые. Каждый намечает цель и идет к ней, но народ перестает что-то объединять, кроме языка. Теряются общие стремления и желания. У музыки уже нет главного предназначения, а у людей – опоры. Они разбредаются в разные стороны, стремясь взять как можно больше, и не замечают, как теряют что-то очень важное. А в это время плачет скрипка.
Анна Ржевкина.
Обратите внимание, эти записи точно будут Вам интересны: