Создатель «Инопланетянина» и «Особого мнения», харизматичного «Индианы Джонса» и культового «Парка юрского периода» завидует своим персонажам. «Мой Индиана – более удачливый путешественник, нежели я, – сокрушенно ерничает Спилберг. – И мой новый киногерой колесит по миру в поисках приключений. Это парнишка по имени Тинтин…».
Стивен Спилберг обожает своих киногероев, он обожает каждый их киношаг, застывший на целлулоиде. И терпеть не может говорить о себе. Вне кинокамеры, вне юпитеров и съемочной площадки. Мол, кто я на фоне киногигантов современности, которым покоряются страны и моря, заоблачные выси и туманные каньоны. «Порой мне кажется, после очередных съемок того же Индианы Джонса, что я сам побывал во всех тех краях и местах, где был этот супергерой. Сам дышал затхлым запахом темнющих пещер, сам летел над глубоченным обрывом, сам…».
– Итак, Индиана у вас гроссмейстер в мире странствий. А как насчет Стивена Спилберга? Вас можно считать путешественником?
– Скорее нет, нежели да. Я вообще стараюсь редко давать себе какие-либо определения, это ваша прерогатива – писать обо мне, рассказывать о каждом моем шаге. Я же обожаю говорить о своих киногероях, вот уж кто путешественник, так это Индиана или мой новый герой Тинтин. Этот озорной подросток в моем новом фильме за час с лишним экранного времени сумел из Европы перебраться в Африку, потом на Ближний Восток. Совершить головокружительное путешествие, полное отважных приключений и невероятной смелости. Спросите, способен ли я на такие подвиги? Отвечу – нет, я тихий, спокойный выдумщик. Мне проще подружиться с пришельцем на киноэкране, нежели стать героем рубрики о перелетах и переездах.
– Читал как-то воспоминания вашей матушки, которая рассказала о вашей первой туристической поездке…
– Было дело. В глубокой юности. Но особенно нечем гордиться и почти не о чем вспоминать. Стоит оговориться, мои впечатления о моих же собственных поездках по стране и миру могут не совпадать с впечатлениями и ощущениями других людей, у которых в крови жажда к регулярной смене мест. Есть такие счастливцы, которые каждую свою вылазку на пикник готовы в блогах живописать как покорение Эвереста. А я покоряю Эверест только на экране. И живописую эти покорения в кино. Что касается той давней, самой моей первой поездки, то это было путешествие к Большому каньону. Самое туристическое место в Америке, наверное, после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и, конечно, Лас-Вегаса. Кошмарные разломы в земной коре! Природные силы, достигшие апогея! Представляете, безжизненные равнины с марсианским пейзажем резко обрываются зубастыми стенами, уходящими невесть куда вниз… Впрочем, это я сейчас такой словоохотливый, спустя годы. А тогда, если честно, Большой каньон на меня должного впечатления не произвел. Мама мне как-то напомнила, что я, мол, походил, походил по краю разлома, поглядел в глубину этого кошмара и как-то безразлично вымолвил: «Мило». А под вечер, перед сном, мне стало плохо. Видимо, мой ум и мой организм несколько по-разному отреагировали на это безумие титанического творения матушки-природы.
– Полное несоответствие с вашим новым киногероем, смельчаком и отчасти авантюристом по имени Тинтин…
– О, да. Думаю, в этом есть свой резон. Все свои недостатки подавить, а достоинства, которые, несомненно, присутствуют в твоей жизни, преувеличить и наделить ими киногероев. Тинтин отважнее меня, бесшабашнее меня, он моложе меня, но он… отчасти я! Я когда-то мечтал покорять страны, бороздить моря и океаны на громадных парусниках, нырять за горизонт со скоростью ракеты… Теперь это делает Тинтин. Чтоб как-то оправдать его тягу к внезапным путешествиям, я его сделал журналистом. Мол, коли ты пишешь статьи и стараешься своим пером сделать мир лучше, ты просто обязан – ради хорошей публикации – пуститься в дальнее странствие. Завестись с пол-оборота. Без лишних раздумий вскочить на подножку уходящего поезда или парохода. Я же нынешний – совсем другое дело. Я давно остепенился, мое хобби, если можно так выразиться, – это моя семья. Она для меня всегда на первом месте. Поэтому свою работу, свои съемки я полностью и безраздельно подчиняю ритму жизни моих близких. К примеру, съемки боевой эпопеи «Спасти рядового Райана» я специально наметил на летние месяцы, чтобы жена и дети могли поехать вместе со мной в Англию и Ирландию. Совместить приятное и полезное. Поработать, а потом, как выдастся время, посмотреть на окружающие пейзажи и архаику уходящей натуры. Моя семья с такой постановкой вопроса полностью солидарна. Они также любят совмещать приятное с полезным. И уж тем паче, если выдается шанс выбраться за границу и посмотреть мир. То же случилось у нас и на съемках антифашистской драмы «Список Шиндлера», работа над которой проходила в Польше. Мои домочадцы все четыре месяца съемок были со мной. Времени поездить по стране, куда они второй раз вряд ли приедут, было хоть отбавляй! Для них эта часть Европы сродни другой планете, слышать слышали, а увидеть своими глазами… Совершенно иное впечатление. И в том также есть свой плюс. Мир не всегда так хорош или плох, как это преподносят нам по ТВ. Новости выхватывают лишь сегмент, маленькую толику из жизни того мира, общества, откуда идет репортаж. И когда оказываешься в том месте сам, твой собственный мир становится шире и богаче. Мне лично некогда было ездить по Польше и Восточной Европе, я, знаете ли, по своей натуре перфекционист, мне надо выстраивать кадр с точностью до миллиметра. И лучше все делать самому. В команде, но самому. Так надежнее, не на кого будет потом спихнуть вину за неяркий кадр, плохой свет, отсутствие нужных деталей на дальнем плане и т. д. А семья в это время рассматривала Варшаву, любовалась Балтийским взморьем и вела жизнь настоящих американских туристов в Европе. Никто в накладе не остался. Всем было хорошо и весело.
– Масштабная киноличность оказывается почти что домоседом…
– Я бы не был столь категоричен в оценках…Да, в отличие от своих персонажей, я не колесил по миру ради удовольствия. Хотя много где был и много что видел. Все-таки мои картины презентовали почти во всех странах земного шара – без режиссера как же представить тот или иной фильм? Отсюда – дежурный набор европейских столиц и с их дежурным набором открыточных видов.
– Презентация фильма – отличный повод познакомиться со страной, пусть и мимолетно…
– В том-то и дело, что мимолетно, на серьезное изучение времени нет.
– Не вы первый, кто жалуется на гастрольный тип презентации киноработ…
– А я и не собирался Америку открывать. Само собой, типичный подход к вполне тривиальным, отработанным делам дает типичный результат и наш, режиссерский или актерский, типичный ответ. При этом ухватить что-то все равно получается. Мельком, одним глазком… Впрочем, Европа мной изучена… Не глубоко, но изучена. Иногда позволяю себе небольшие морские круизы. Могу позволить себе роскошь приехать куда-либо на яхте, побеседовать с сильными киношного мира. Заинтересовать их своими проектами. Пока это получается. Ради хорошего предприятия можно поездить по миру – людей посмотреть, себя показать. Меня этим летом папарацци засекли в Греции. Все старались разузнать, что я там делал. Отвечаю: ничего личного. И лишнего.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
P.S. В широкий прокат выходит кинопроект звездного тандема Стивена Спилберга и Питера Джексона – «Приключение Тинтина. Тайна «Единорога» в формате 3D. Первый фильм вероятной франшизы на основе всемирно известных комиксов расскажет о том, как молодой журналист-детектив по имени Тинтин и его пес, терьер Сноу, отправляются в путешествие навстречу опасным, но увлекательным приключениям.
К сожалению, мы не смогли автоматически найти посты со схожим содержимым. Попробуйте воспользоваться облаком тегов в подвале страницы