Полунин – уникальнейшая творческая личность. Он обожает разговаривать. С многочисленной аудиторией и лично с вами, в проникновенном диалоге, обо всем, и… не давать при этом никаких конкретных ответов. Только «Сноу шоу» вызывает в забавном чудаке безумный всплеск эмоций и рассуждений, признаний и откровений. Все остальное – гарнир. Главный талант оратора Полунина кроется в его щедрости. Душевной щедрости, щедрости эмоциональной, открытости и доступности. Нет такой темы, которую Слава не превратил бы в памфлет или бурлеск. В шутку или анекдот. И нет ни одного похожего на другие Славиного интервью…
– А давайте возьмем и поговорим для начала не о творческих планах и работе, а об отдыхе. Все же наш журнал-каталог призывает своих читателей именно к этому виду творческого переосмысления окружающей и собственной жизни…
– Отдых, отдых… Отдых в чистом виде меня никогда не привлекал. Да и вообще, что есть отдых в чистом виде? Это как посмотреть на тот предмет, то дело, которым я занят. Для одних мое шутовство, мое дурачество – игра, безделица. Вот тот серьезный малый, он трудится, ходит хмурый с портфелем на службу и со службы. А я? Что я? Где моя служба и мой портфель? Нет их. Получается, я бездельник. И времени у меня должно быть полно… А вот времени ни на что и не хватает! Чудовищно не хватает времени – жить, творить, острая нехватка! Времени нет, чтоб придумать нечто новое, нечто такое, что запомнилось бы публике раз и навсегда. Бывает, покажешь друзьям, покажешь знающим людям, всем нравится, себе самому нравится, а на следующий день будто солнце не так встало или мир не так обернулся вокруг своей оси – все не так! Приходится что-то менять.
– Поэтому Вы и колесите по всему миру с одной-единственной программой «Сноу шоу», или «Шоу снов», кому какое из названий ближе, оригинальное или адаптированное…
– Ни в коем случае, то есть название у программы одно, оно пристало и не отлипает. Как в свое время несносный Асисяй прилип. Прилип, и хоть ты тресни, не отлипает ни на миг, ни на день, ни на год. И сейчас идешь, бывает, по улице – по Москве или Петербургу, не важно. А за спиной нет-нет, да услышишь: «Вон, Асисяй пошел!». Который год-то Асисяю? Тридцатый, кажется, пошел. Так и мое «Шоу снов», «Сноу шоу». Название следует за мной, только вот само шоу… эволюционирует, что ли. Оно совсем не такое, каким было изначально. Что-то приходит, мыслишки разные. Приходит озарение, начинаешь что-то такое озорное мутить, и вот уже новый номер созрел, вплетается в общую канву спектакля.
– Несколько лет назад Вы сменили отечественные подмостки на зарубежные. Как удалось добиться признания за границей?
– Процесс был долгий и не скажу, что легкий. Когда я решил уехать, размышлял так: я много всего перепробовал, а вот интересно – что такое современный цирк, кто его понимает? Начал с самого лучшего – канадского цирка «Дю Солей», стал делать там свое шоу. Правда, через год мне стало там скучно. Вот тут и решил утвердить свою собственную концепцию клоунады. Долго крутил земной шарик, выискивая, где смогу пригодиться. Итог – Лондон. Выбрал, как мне казалось, самый лучший театр. Вначале все, что мы заработали, ушло на афиши. На первое представление в зал пришло 200 человек. Потом было 300, 400, 500 и к концу третьей недели стояла очередь на улице, а третий ярус, который 40 лет не использовался и был заколочен досками, отмыли и пустили туда зрителей. А пресса? Пресса встретила агрессивно. «Эта мягкая игрушка, слюнявая русская душа…». «Сладенько, сверху вареньем намазано и немножечко сахаром посыпано». Я два года потратил, шесть спектаклей в три недели, так потом писали: «Клоунада вернулась в Англию! Наши клоуны, наконец, нашли дорогу и двинулись за Славой». «Таймс» написала: «Славино шоу – это классика, и обсуждать тут нечего». Я теперь человек мира. Живу везде, повсюду.
– И где лучше, комфортней? В Лондоне, Париже или же в Канаде, где удалось поработать в самом известном цирке мира?
– В Канаде нет ровным счетом ничего интересного русскому человеку, если не считать того, что местами там поприличнее да почище будет. Пейзажи – наши, русские, даже среднерусские. У них и морозы со снегами такие же, как у нас, как у меня на Родине, где я родился и провел первые детские годы шаловливые. Родился я в глубинке, в городке, о котором ни вы, ни кто другой из журналистов ровным счетом ничего не знает. В Орловской области. Помню как сейчас, у нас зимой такой снежище выпадает, утром свой двор не узнать! Нам, детворе, подобное раздолье снежное только в радость! Строим снежные городки, после чего берем их штурмом, роем тоннели потешные, чтоб ходить друг к другу в гости. Веселуха полная. Отсюда, кстати, растут корни моего «Сноу шоу», ведь снов у меня ровно столько, сколько снега. Так и в далекой от нас Канаде. Поутру автолюбители свои машины из сугробов откапывают, чтоб по делам своим куда уехать. Роют, копают, вызволяют машины, а откапывают соседские! И снова за работу. Только спины мелькают. Крупные канадские города, по мне, скучноваты. Возможно, кто-то и найдет там много чего дельного – музеи, дома высоченные. А в целом… Я туда не ради развлечения поехал, я туда подался, чтоб завоевать самый лучший в мире цирк. А он оказался… фабрикой хорошего настроения. Где программу твою утвердили – и ни шаг в сторону! Месяц, год – строго по установленному образцу.
Лондон – да, там интересно, там много чего любопытного. Можно походить, побродить, никто тебя не узнает, а кругом… что-то такое вдохновляющее.
– Но ведь Лондон тоже большой?
– Большой. И Париж большой. А я по натуре не поклонник крупных городов. Отработаю программу и домой, в спокойное местечко под Парижем, где тихо, уютно и комфортно. Да, теперь я опять в Лондоне обретаю. Спонтанно как-то все получается в этой жизни. И выходит, что я по этой жизни человек мира. Мне везде хорошо, где я есть.
– А что с Венецией? Имею в виду Ваши совместные планы с Шемякиным?
– Венеция… Венеция – это особенный город. Такой хороший особнячок европейский, стоит, привлекает своими каналами, карнавалами, прочей несусветной белибердой. Как туда попадаешь, хочется принять самое живейшее участие во всем этом творческом безобразии. Хочется что-нибудь эдакое там отчудить, поразить искушенную в делах развлекательных публику потехами и ужимками. Они многое повидали на своем веку, многих освистали, перед многими преклонялись. А тут и я решил придумку свою реализовать. И Шемякина, гениального художника, привлечь. Пусть покажет свои готические маски, пусть придумает какую шалость невероятную, пусть развеселит общественность. Ну и я чем-нибудь да пригожусь. Венеция – это особая атмосфера, атмосфера праздника, причем праздника внезапного, взрывного. Вот он сегодня есть, а завтра его уже нет. Еще вечером народ неистовствует, пляшет, веселится, а утром – тишина, по пустынным площадям ветер бумажки гоняет. Так везде, скажете вы, после шумного празднества наступает утро унылых будней. Но в Венеции этот переход ощущается острее всего. Город-праздник входит в такие будни особо ощутимо.
– А вернуться в Петербург не было желания, все-таки здесь мама, сестра?
– Да и начинал я здесь! Вернуться в Петербург… В сугубо творческом плане такое желание преследовало меня всегда. Я всегда хотел что-нибудь здесь отчебучить. Помните, небось, я хотел устроить громадную клоунскую свадьбу к юбилею города. Или устроить нечто грандиозное в Петропавловской крепости. Но видимо, всего этого городу не надо. А идей много! И за это во многом маме моей спасибо. Она у меня человек разумный. Хотела пристроить меня учиться в какой-то там очень нужный и очень умный институт, а когда посмотрела на наши первые клоунские штучки, сказала: «Ладно, Слава, делай то, что хочешь». До сих пор делаю.
С Петербургом у меня очень многое связано. Где я только ни работал, с кем только я ни общался. Петербург… Но мне мало жить одним городом. Когда поездишь по миру таким вот беспризорником, понимаешь, что твой дом – это не только твоя деревня, где сидишь с корзинкой в обнимку. Это твоя страна – твоя Родина, а поколесив по миру, понимаешь и другое: твой дом – это вся планета.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
P.S. Полунинское «Сноу шоу» идет по 27 февраля в Михайловском театре. Редакция журнала выражает благодарность компании Allshow за помощь в подготовке материала.
К сожалению, мы не смогли автоматически найти посты со схожим содержимым. Попробуйте воспользоваться облаком тегов в подвале страницы