Кто бы мог подумать лет 25 назад, что инструментальному «Терему» выпадет жребий отмечать сугубо автомобильный юбилей. Житие по принципу полноприводного авто – «четыре на четыре», четыре человека вместе четвертую часть века. Столько не живут под одной крышей, скажете вы. И ошибетесь! Андрей Барщев, Андрей Константинов, Андрей Смирнов и Михаил Дзюдзе доказывают обратное.
И вместе они не только под одной крышей концертного зала. Вместе они колесят по городам и весям, вместе… Собственно, здесь мы отходим от концертно-музыкальной части и вспоминаем, что «ТурНавигатор» – журнал о туризме. Значит, нам подавай загранкомандировки, «их» быт и нравы и все, что можно и нужно упаковать в чемодан любителя дальних путешествий. Объединить в одном интервью всех четырех музыкантов оказалось делом неподъемным. Поэтому за себя лично и за весь «Терем-квартет» решил отдуваться Михаил Дзюдзе…
– Помнит ли «Терем-квартет» свой первый выезд за границу?
– Первый выезд очень памятен. Это было в 1989 году, Германия, город Гамбург, фестиваль «Белые ночи». Мы были в составе большой петербургской делегации, в которую, помимо нас, вошли известные артисты балета Юрий Петухов и Ирина Кирсанова, знаменитый художник-ювелир Петр Зальцман и другие маститые деятели культуры. Нам, в то время молодым музыкантам и большим щеголям, все было в новинку. Мы жили в фешенебельном отеле, в богатом районе города, поразившем нас высоким уровнем жизни. Контраст с тем, что мы видели у себя в СССР в те годы, сильно бил по глазам – мы удивлялись красивым магазинам, ресторанам, такси-мерседесам. В отеле мы могли есть и пить все в неограниченном количестве – пиво и армянский коньяк лились рекой. Для нас эта поездка открыла европейскую публику, которой наша музыка нравилась, мы чувствовали, что слушатели влюбляются в нас с каждым выступлением все больше и больше. Здесь мы нашли своего первого агента по зарубежным гастролям – Бертольда Велигера, благодаря которому мы много гастролировали по Германии. Мы заработали много денег и, приезжая к себе домой, чувствовали себя миллионерами. Можно даже сказать, что первые гастроли помогли нам легко пережить смутные времена 90-х.
– Американца Джонни Деппа питает Европа, а вот француза Жана Рено мобилизует и не дает ему расслабляться Америка… А как на вас действуют эти части света?
– Когда выныриваешь из нашей активной российской жизни, где надо быть всегда настороже, многое предвидеть, действовать на опережение, чтобы быть на передовых позициях в любых сферах жизни, и попадаешь в Европу, то складывается ощущение, что находишься в санатории. Жизнь там налажена и вольготна, никто не торопится, не суетится. Несмотря на огромный конгломерат стран с их внутренними национальными особенностями, Европа в целом создает ощущение благополучия. Здесь царит атмосфера благости и спокойствия. Америка – большой континент, и ощущение от нее очень разное. Мне ближе Канада, из-за похожего нам климата, из-за более спокойных и уверенных в себе людей. Штаты действуют на тебя по-другому. Если, например, австралийцы могут влюбиться в тебя просто потому, что ты прилетел издалека, если англосаксы открыты и не держат камня за пазухой, то в Штатах все совсем иначе. Нью-Йорк может тебя толкнуть, даже пнуть. И ты понимаешь, что есть там небоскребы, где вершатся судьбы мира. Внешне все может быть красиво, с улыбкой. Люди предельно толерантны и политкорректны, но на деле все совсем иначе. Америка, как и Москва, слезам не верит.
– Краса и гордость Голливуда Анджелина Джоли обожает Венецию, подруга Бонда по «Кванту милосердия» актриса Ольга Куриленко жить не может без Парижа… Какой из европейских центров культуры привлекает вас?
– Мне очень интересен Амстердам, который, к слову, первый раз я увидел с борта яхты, на которой путешествовал с друзьями. У многих представление об этом городе как о наркоманском притоне, где ширяется молодежь, а на узких улочках круглые сутки стоят проститутки. Это очень поверхностное представление. Сам город гораздо глубже и шире. Здесь есть музей Ван Гога, Риксмузеум, где представлена большая коллекция живописи фламандских мастеров. В этом городе удивительная архитектура, которая сохранилась со времен Босха и Ван Дейка. Это очень красивый город. С кривыми зданиями и прекрасными архитектурными ансамблями. Этот город видел Рембрандта, Брейгеля, и он пропитан КУЛЬТУРОЙ. При своей внешней игрушечности, это реальная европейская столица, в которой бурлит жизнь. В наши дни, когда все урбанизируется, такая самобытность очень ценна.
– Что обычно берет с собой в дорогу Михаил Дзюдзе, особенно если дорога дальняя? Есть ли какой алгоритм сбора одежды и прочих нужных вещей?
– Мы настолько часто гастролируем, что я могу собраться в дорогу за 10 минут. На гастроли я езжу с огромной контрабас-балалайкой, которая вместе с твердым чехлом весит 32 кг. Поэтому набор остальных предметов минимален: это комплект сменной одежды, умывальные принадлежности, фотоаппарат, блокнот для рисования и коробка карандашей. Я люблю рисовать и делаю на гастролях наброски понравившихся мне пейзажей. В последний отпуск у меня было целых четыре свободных дня, я взял краски и нарисовал картину, навеянную музыкой Моцарта. Для меня высшее удовольствие – возможность творить, отключившись от всего происходящего вокруг.
– Логичный вопрос, вытекающий из прежнего: что обычно привозит с собой из дальних странствий Михаил Дзюдзе, насколько практичны в бытовом смысле те приобретения? И что является самым ценным (на текущий момент времени) из ваших заграничных приобретений?
– Я стараюсь привезти что-то, сделанное руками аборигенов, либо частичку культуры той страны, откуда я возвращаюсь. Из Судана я привез шкуры крокодилов, из Норвегии – шкуры оленей, из Армении я привез картину, которая украсила интерьер моего уютного дома.
– Лариса Луста любит открывать маленькие города России благодаря своим гастрольным поездкам. Что вы думаете по этому поводу?
– Выступать в России для нас – огромное счастье. Здесь нас ждут и очень любят. Россия богата своей культурой и историей, и хочется верить, что со временем это будет привлекать больше туристов, и они откроют для себя не только наши Урал и Дальний Восток. Например, мне вспоминается Вологда с ее уникальными памятниками каменного и деревянного зодчества. Здесь в Спасо-Прилуцком монастыре хранятся такие шедевры, как икона Дмитрия Прилуцкого работы Дионисия. Или Углич, один из древнейших городов России, в котором сохранились многочисленные образцы русской архитектуры – Угличский кремль, монастыри – Свято-Воскресенский, Богоявленский. Запомнился Саров – духовный центр России, место знаменитой Саровской пустыни, где настоятелем был почитаемый православный подвижник преподобный Серафим Саровский. Мы объездили много городов России, и всегда стараемся знакомиться в наших гастрольных турах с их историей и культурой.
P.S. 27 ноября 2011 года в БКЗ «Октябрьский» состоится юбилейный концерт «Терем-квартет». 25 лет. No Comments!», в котором примут участие известные отечественные и зарубежные артисты, друзья и творческие единомышленники коллектива: Зара, Эдуард Хиль, Михаил Боярский, Евгений Дятлов, Федор Чистяков, Billy’s Band, известная шведская группа The Real Group, японский ансамбль «Хидэ-Хидэ», латвийский «Мело-М» и многие другие.
К сожалению, мы не смогли автоматически найти посты со схожим содержимым. Попробуйте воспользоваться облаком тегов в подвале страницы