Иордания занимает прочные позиции на российском туристическом рынке как одно из самых интересных направлений. Общая ситуация в арабском регионе негативно отразилась на имидже Иордании, но при этом она была и остается безопасной для отдыха и путешествий страной. Это официально подтвердил г-н Найеф Аль Файез, директор Департамента туризма Иордании, с которым Татьяна Лукутина, главный редактор журнала «ТурНавигатор», встретилась в рамках московской выставки MITT.
– Беспорядки и конфликты в Ливии, Египте, Сирии, Тунисе… К политическим событиям на арабском Востоке приковано внимание всего мира. Общеарабский кризис обозначен. И он, по логике вещей, не может не отразиться на Иордании. Насколько королевство обеспокоено за свой имидж на мировом туристическом рынке?
– Арабский мир вступил в новую фазу развития. Это произошло, к сожалению, не мирным путем. Оппозиционные силы перечисленных вами стран находятся в открытом конфликте с правящими властями. Было бы некорректно отрицать, что Иордания находится в абсолютной стороне от происходящего. Тем более что в СМИ активно муссируется информация о мирных демонстрациях, которые проходили в нашей стране.
Я могу заявить, что сегодня Иордания остается совершенно безопасной для иностранных туристов страной. Ошибочно ставить ее в один ряд со странами, вовлеченными в политический коллапс. Да, она является частью Ближнего Востока, но это абсолютно суверенная территория, на которой установлены и действуют свои политические порядки и свои экономические законы. Иорданию не зря называют Швейцарией Ближнего Востока. Это действительно очень стабильная, позитивная, прогрессивная страна, во многом ориентированная на Европу. Такой она является в настоящем и такой останется в будущем.
– Я готова разделить эту точку зрения. Но ее не разделяют многие российские туристы, если судить об этом по тому, что у российских туроператоров, работающих на иорданском направлении, возникли определенные проблемы. Россияне пересмотрели свои планы относительно Иордании и предпочли другие направления. Это привело к тому, что компании, заявившие о чартерных программах в Акабу и Амман, были вынуждены пересмотреть свою стратегию…
– Я в курсе того, что игроки российского туристического рынка не стали рисковать… Что ж, любой бизнес имеет право на подобные шаги. Но при этом цифры говорят о том, что иностранцы готовы путешествовать и отдыхать в Иордании. Согласно статистке, объем рынка въездного туризма вырос в Иордании по сравнению с прошлым годом на 3,5%. При этом доходы турсектора увеличились в среднем на 4%. Увеличение туристического потока из России – тоже объективная реальность.
– Но стоит ли все-таки сбрасывать со счетов активность Вашей оппозиции и то, что в Аммане и других городах страны были волнения? Стоит ли делать вид, что не существует такой организации, как «Братья мусульмане»? Стоит ли закрывать глаза на то, что волнения в Иордании были? На мой взгляд, ситуацию в стране трудно назвать комфортной для иностранных туристов.
– А разве в вашей стране, если уж честно, все довольны режимом? И у вас не проходят марши протеста и митинги несогласных? А военные действия в Израиле? А очаги напряжения между Англией и Ирландией? Наш мир вообще не назовешь спокойным. И в этом смысле Иордания значительно стабильнее многих стран. И знаете что, мы с вами не политики (хотя туризм и политика очень тесно связаны), и я предлагаю закончить разговор об арабском кризисе, так как политическая ситуация в Иордании абсолютно стабильна, и поговорить о туристических возможностях моей страны.
Иордания – без преувеличения музей под открытым небом. Это одна из самых богатых на уникальные достопримечательности стран мира. На ее территории – древние города (финикийские, римские, арабские), крепости крестоносцев, халифские дворцы, два моря (Красное и Мертвое), пустыня Вади Рам – одна из самых красивых пустынь планеты, розовый город Петра, заповедники Азрак и Шаумари…
– Современные туристы открыли Иорданию отчасти благодаря Спилбергу, показавшему таинственный город Петру в знаменитом фильме «Индиана Джонс». После этого фильма путешественники со всего мира с энтузиазмом устремились туда за тайнами ушедших цивилизаций…
– И нашли в Иордании развитую инфраструктуру, хорошие отели и широкие возможности для организации отдыха и путешествий.
– Есть мнение, что лучшим путеводителем по Иордании является Библия…
– В каком-то смысле это действительно так. Пять из библейских достопримечательностей Иордании признаны Ватиканом святынями. Географические названия моей страны часто встречаются на страницах Книги книг. Эдом, Медабу, Моав, Аммон, Гилеад, Перея, гора Небо, на которой закончил земной путь Моисей. Здесь стоял дворец Ирода Великого. Авраам, Иов, Руфь, Илия, Апостол Павел, Лот – следы их земной жизни хранит иорданская земля. И многие священные для верующих события случились именно здесь.
Иордания помнит и библейских пророков, и Иоанна Крестителя, и самого Христа… Вифавир при Иордании – место, где был крещен Иисус из Назарета. К слову, неподалеку от него будет построена русская православная церковь.
– Амман – столицу Иордании – считают одним из древнейших поселений на Земле. За право владеть им сражались ассирийцы, вавилоняне, персы, арабы, сирийцы, египтяне… Его разрушали и восстанавливали, захватывали и теряли… Каким Амман видят современные туристы?
– Амман был провозглашен столицей Иорданского Хашимитского королевства эмиром Абдаллой в 1950 г., и с этого времени началось стремительное развитие города. Сегодня это современный мегаполис, мало в чем уступающий другим столичным городам мира. Джебель-эль-Хашимийя (Хашимитский холм) с расположенной на его вершине цитаделью – архитектурная доминанта Аммана. Вот где перекресток миров! Помпезные руины храма Геркулеса находятся в двух шагах от развалин византийской церкви, а рядом – резные камни величественного умеядского дворца. В Аммане немало достопримечательностей – у подножья Крепостной горы раскинулся античный амфитеатр, в районе Аль-Раджиб – византийский некрополь (Пещера спящих), а неподалеку – аммонитские сторожевые башни… В этот список стоит добавить музей личных машин короля Хусейна с уникальной коллекцией автомобилей, археологический музей (где, кроме всего прочего, хранят и знаменитые кумранские свитки), этнографический музей, прекрасно сохранившийся римский амфитеатр на 6000 мест, галереи, театры, культурные и торговые центры – всего не перечесть. Амман – это еще и своеобразная «точка отсчета», откуда удобно (дороги у нас отличные) совершать марш-броски к другим достопримечательностям страны.
Например, на север, в удивительный Джераш – город тысячи колонн. В древности его называли Гераса, и был он крупнейшим поселением Декаполиса (Десятиградья). Известен он и как Восточные Помпеи – из-за того, что, разрушенный землетрясением, был погребен под селем, как итальянский город под лавой. Благодаря постигшему город несчастью большинство его сооружений пережили века.
– Я видела этот древний город. Вернее, то, что от него осталось. Описать его словами сложно. Наверное, для этого нужно быть поэтом… Трудно подбирать слова и для того, чтобы рассказать о Петре, Розовом городе, который многие называют главной достопримечательностью Иордании.
– Кстати, в этом году мы будем отмечать 200-летие его открытия швейцарским путешественником Иоганном Людвигом Буркхардтом. До сих пор ученые спорят, чем на самом деле являлось это чудо света – городом-крепостью, некрополем, столицей государства воздвигших его набатеев? Они высекли в скалах монументальные храмы (представьте, их более восьмисот!), великолепные праздничные залы, общественные здания, торговые лавки и огромный амфитеатр, способный вместить более восьми тысяч зрителей. Набатейцы создали жемчужину Иордании и исчезли. А город затерялся в лабиринте скал и времен… Ну а сегодня Петру можно увидеть. Во всем ее величии и великолепии!
– Могу лишь добавить, что Петра потрясает в любое время суток. А ночная Петра просто околдовывает. Пожалуй, столь же глубокие впечатления у меня остались и от рассвета в пустыне Вади Рам. Кстати, я долго не решалась отправиться в тур по пустыне, программа которого подразумевала, помимо всего прочего, и ночевку в лагере бедуинов.
– Я должен уточнить, в стилизованном лагере бедуинов. С горячей водой, белоснежными простынями, электричеством и прочими атрибутами современного комфорта. Да, в Иордании можно прекрасно устроиться даже в палатке кочевника. Ну а если серьезно, у нас действительно очень хороший сервис. На высоком европейском уровне. У нас представлены многие мировые отельные цепочки. У нас развитая система автодорог, что делает путешествия по стране удобным и комфортным. В том числе для тех, кто путешествует самостоятельно на автомобиле.
– Мне показалось, что я, находясь за рулем автомобиля, не смогла бы покинуть даже центр Аммана – движение жуткое!
– В Москве не так?
– Оставим это и поговорим о том, что Иорданию вполне заслуженно называют в числе стран, которые располагают великолепными возможностями для оздоровительного туризма.
– И эти возможности обеспечивает Мертвое море. Это уникальный природный феномен. Лежит почти на четыреста метров ниже уровня океана и считается самым соленым водоемом на планете. В состав его воды входит большое количество компонентов – от брома и хлора до редких металлов. И все они нужны для того, чтобы человеческий организм мог полноценно функционировать.
– А какие отели на Мертвом море вы могли бы рекомендовать?
– На Мертвом море практически все отели категории пять звезд (в основном, это отели известных мировых международных отельных цепочек). Все они предлагают высочайший уровень сервиса и весьма широкий спектр медицинских и SPA-услуг.
Помимо Мертвого моря, на территории Иордании есть природные целебные источники. О них в путеводителях по стране почему-то упоминается мало, но их целебные свойства, о которых было известно еще древним римлянам и византийцам, позволяют достигать потрясающих результатов при лечении многих серьезных заболеваний. Хамат-Гадер, Зарка Ма-Ин, Айн-эз-Зара… – это названия иорданских источников с настоящей живой водой.
Пустыню Вади Рам я бы тоже назвал «клиникой под открытым небом». Говорят, что энергетика этого места увеличивает жизненный цикл…
– У Мертвого моря есть шанс оказаться в списке семи новых чудес света?
– На мой взгляд, из 28 официальных кандидатов Мертвое море является самым достойным! Хотя, наверное, нужно внести поправку относительно того, что это чудо сотворил бог, и, значит, Мертвое море вне конкуренции!
– А какие страны вы назвали бы конкурентами Иордании на мировом туристическом рынке? Кого, к примеру, вам хотелось бы потеснить в России?
– У Иордании объективно нет конкурентов. Мы предлагаем уникальный туристический продукт, к тому же, обладающий оптимальным соотношением цены и качества. И в этом – наше очевидное конкурентное преимущество.
– В таком случае, какова ценовая политика Иордании в туристическом секторе?
– Скажу так: многие услуги в Иордании значительно дешевле, чем в соседних государствах, а качество этих услуг несравнимо выше.
– Так же, как и Израиль, Иордания предлагает отдых на Красном море…
– Главный курорт Иордании на Красном море – Акаба.
В регионе курорта уникальная экосистема коралловых рифов и песчаных пляжей, которую мы надеемся сохранить, несмотря на активное развитие современной курортной зоны. Акаба, располагающая хорошей отельной базой, ориентирована на людей, которые ведут здоровый образ жизни и всем остальным видам отдыха предпочитают по-настоящему полезный. В районе Акабы море довольно глубокое, что позволяет развивать дайвинг. В городе несколько дайвинг-клубов, где не только обучают начинающих ныряльщиков, но и организуют безопасные дневные и ночные погружения. А те, кому не хочется ни загорать, ни купаться, могут заняться разными видами спорта, порыбачить, отправиться на водную прогулку, на экскурсию или провести несколько приятных часов в СПА. В 2011 г. Акаба выбрана арабской туристической столицей. На курорте пройдет ряд мероприятий, связанных с этим событием. Мы также приглашаем туристов на фестиваль туризма в Вади и на наши другие туристические и нетуристические праздники.
– А сами иорданцы любят праздники? И какие они, жители королевства?
– Любим ли мы веселиться? Да. Мы гостеприимные хозяева, умеющие виртуозно сочетать безграничное дружелюбие с врожденным чувством такта. И что еще, по-моему, очень важно, исповедуя ислам, мы предельно терпимы к представителям других религиозных конфессий. Путешественник из любой страны мира почувствует себя в Иордании желанным гостем. Это подтверждается и тем фактом, что, в отличие от ряда других арабских стран, Иордания не ограничивает въезд для иностранцев (даже при наличии в паспорте израильской визы). Граждане России и стран СНГ (кроме Молдовы) получают визу по прибытии в страну, что я и призываю сделать читателей вашего журнала в самое ближайшее время. В Аммане и в Иордании все спокойно!
К сожалению, мы не смогли автоматически найти посты со схожим содержимым. Попробуйте воспользоваться облаком тегов